Валерий Ведренко. Цифровая фотография изменила мою жизнь!
Валерий Ведренко родился в 1956 году в Минске. Отец мальчика рано ушел из семьи, и его заменил дед – Иосиф Иосифович. Он сумел стать маленькому Валере и отцом, и другом. Раннее детство будущего мастера прошло в районе, где впоследствии вырос универсам «Рига», там жили родители отца. После развода родителей они с мамой переехали на Комаровку – в её семью. Но отец оставил о себе воспоминания – он хорошо рисовал, вернее, срисовывал, чаще всего изображения космонавтов Гагарина и Титова с модных тогда коробок с конфетами.
Зато мама была для Валеры всем. Галина Францевна Петровская была по-настоящему красива, с безупречным вкусом. Она работала товароведом на «Белобувьторге», и это давало возможность ей не зависеть от советской серости из ГУМа. Мальчик ей очень гордился. Всегда модно одета, много читала, выписывала «Советский экран», «Науку и жизнь», «Неделю». Тогда это была хорошая периодика – хрущёвская оттепель. У неё была своя небольшая библиотека. Европейская классика, толстые романы. И среди них – «Гойя» Фейхтвангера. В шесть лет маленький Валера еще читать не умел, но иллюстрации притягивали его внимание. Особенно запомнились две картинки, названия которых прочитала мама – «Сон разума рождает чудовищ» и «Сатурн, пожирающий своих детей». Там-то он впервые и увидел «Обнажённую маху», и то, что изначально изображение женского тела было связано с искусством, стало самым важным для всей его дальнейшей жизни.
Сына Галина Францевна не баловала, хотела воспитать мужчину. Но Валера рос неприхотливым и нетребовательным ребёнком. Дед Иосиф сам делал внуку меч, щит, лук, стрелы. В пять-шесть лет мальчик бредил богатырями, собирал репродукции Васнецова. И все же, несмотря на безграничную любовь, за плохие оценки в школе мама наказывала. Жестко, по-мужски. При этом сама плакала навзрыд. Потом сидела, обняв и всхлипывала, но уже улыбаясь. Увы, она умерла очень рано – в 45 лет. Валерий только пришёл из армии. И словно чувствуя, что ей не придётся помогать ему в жизни, она никогда не «читала нотации» сыну, считала, что он сам должен отвечать за свои поступки и сам учиться жить на своих ошибках. Это был самый ценный и самый горький опыт.
В детстве Валера жил с одной мыслью – скорее бы повзрослеть. Ему казалось, что всё важное впереди, а детство надо перетерпеть. Но остались в памяти моменты, которые запомнились на всю жизнь и которые растут из огорода на Комаровке. Вспоминается палисадник, который был виден из окна комнаты, где жили Валера с мамой. Там росли мальвы. Мохнатые, нежные, высокие цветы всех оттенков белого, розового и бордо. Их нельзя было рвать – они сразу вяли. И сегодня взрослый Валерий понимает, что есть нечто в жизни, что нельзя рвать и присваивать. Это «нечто» сразу в твоих руках умирает. В том палисаднике было много малины. Жёлтой, огромной. В любое дождливое лето она была сладкой и ароматной. Были кусты – «сердечки», в дождь они издавали горьковатый аромат, и кругом росла сирень. Там впервые мальчик растёр в руках лист сирени и удивился, что он пахнет абрикосом. Бочка с дождевой водой, где «плавал» человек-амфибия. Это был его мир, он ему нравился, и он никогда не хотел в дальние страны. Всю жизнь фрагменты этого палисадника мастер встречал и на Полесье, и на Поозёрье, да и по всей Беларуси.
Своим талантом Валерий не кичится. Скромно называет способностями. Вспоминает, что рисовал с детского сада. Нравилось. Дома рисовал и лепил. Но рисовал всегда одно и то же – человека-амфибию. Этот фильм в детстве его абсолютно потряс. И это, по его мнению, тот редкий случай, когда экранизация выразительнее повести. А однажды Валерий понял, что это история художника, который живёт в двух мирах одновременно, но приходится выбирать один. В детстве кинокартина зацепила красотой подводного мира, музыкой, пластикой, романтизмом отношений.
В школе рисовал мало. Сказалась среда. Она либо стимулирует развитие, либо нет. Так вышло, что среди знакомых матери не было людей искусства, друзей в этой области тоже не было, школа мальчика интересовала мало, много читал фантастики. Беляев, Ефремов – всё и запоем. Художественный музей в 60-х годах как-то не произвёл на него впечатление. Так что искусства в детстве было мало. Но настоящим наваждением стало кино. Нравилась сама атмосфера киносеанса. Садишься, гаснет свет, раскрывается экран, звучит музыка – и ты в другом мире.
Заниматься фотографией Валера начал в 12 лет. Свою первую плёнку отснял и проявил в третьем классе. На день рождения Валере подарили фотоаппарат «Смена 8 м», а фотографией занимался дядя – Валентин Францевич Фастович. Как все инженеры 60-х, он был крутой фотолюбитель. Тогда они жили вместе. Как-то Валера увидел у него фотографию Минска. Он снял шпиль на доме по Коммунистической через белые гипсовые балясины ограждения моста через Свислочь. Понравился контраст округлых, женственных форм этих балясин и строгой, жесткой и острой конструкции шпиля. И он взял свой фотоаппарат, добросовестно нашёл это место на проспекте, снял такой же кадр, проявил плёнку, убедился, что с задачей справился и выкинул эту плёнку. Печатать её и не собирался.
В пятом классе состоялась первая встреча с фотопечатью. Попросил помощи у Степана, крестного. Он долго возился с негативами, что-то настраивал. Потом закрыл дверь, выключил свет и включил красный фонарь. Всё сразу изменилось. Стало как-то таинственно и волнующе. Он бросил в ванночку первый лист, и произошло чудо.
В 1972 году Валерий закончил восьмой класс и сразу заявил маме, что в школу больше не пойдет. В 16 лет он хотел новой, взрослой жизни. Был выбор – художественное училище или архитектурно-строительный техникум. Училище отпало за неимением постановочных живописных работ, и он поступил в техникум на «архитектуру». Изменилось место учёбы, изменилась и жизнь. Новые люди, новые интересы, новая энергия. Валерий быстро понял, что учёба в техникуме – это просто возможность самоопределения. Всё самое интересное происходило вне занятий, и через несколько знакомств с более взрослыми ребятами он попал в гости к Виталию Феодосьевичу Чернобрисову. Сегодня его называют «дедушкой белорусского андеграунда», а тогда он был невероятно обаятельный, весёлый молодой человек с фантастической эрудицией и харизмой. Его маленькая комнатка в Зелёном Луге была забита книгами, альбомами, журналами по любым вопросам искусства. На стопках книг приходилось сидеть, и Валерий никак не мог понять, где и когда он спит. И если говорить о некоем «наставнике» в жизни будущего художника, то, конечно, это был Виталий Чернобрисов. Чувство огромной благодарности к этому необычному человеку неизменно. Он открыл юноше мир планетарной культуры, о котором он подозревал, но не видел, он ввёл его в новую реальность, из которой он по сей день не собирается выходить.
Где-то в начале 90-х годов образовалась группа художников, сообщество «БЛО». Пригласили и Валерия. В Минске была большая выставка в выселенном доме возле Собора «Панорама», где минский андеграунд, который неправильно ныне именуют авангардом, был представлен, пожалуй, всеми группами художников, которые дистанцировались от официального Союза художников. На «Панораме» БЛО засветилось очень масштабно, была там и графика Ведренко. Потом были две выставки в Питере, где он тоже участвовал с живописью. В 1996 году в Музее Янки Купалы, а потом и в Несвиже Валерий Ведренко показал персональную выставку живописи, графики и скульптуры «Без надежды – надеюсь».
В ноябре 1977 года, сразу после армии Валерий устроился в Рабочую группу по созданию Белгосмузея народной архитектуры и быта. Это тот музей, который сейчас действует в Строчице, под Минском. За семь лет он увидел почти всю Беларусь, а на Полесье был практически в каждой деревне. Искали старую архитектуру для музея и фотографировали все, что представляло для музея интерес. Было снято много уникального материала. И только в 2011 году на основе этой документальной фотосъёмки начала 80-х Валерий Ведренко показал фотовыставку серии «Архив. Полесье. Конец ХХ века».
В определенный период Валерий Валентинович увлекся кино и занялся съёмками собственных фильмов. В Рабочей группе он сделал свои первые короткометражки – «И вечное солнце» и «Патриарх». А самой первой ленточкой был фильм на 8 мм плёнке «Миру – Мир». Его сняли после пожара в Мирском замке, когда рухнула крыша дворца. Он имел огромный успех в узких кругах. Работа над этим любительским фильмом настолько захватила, что художник бросил живопись и думал только о кино. Он понял, что всегда хотел работать с документальным, а не рисованным изображением. Потом было снято «И вечное солнце» – фильм о каменных узорах в архитектуре Браславщины. Начались конкурсы, показы, поездки на фестивали. В СССР кинолюбительское движение было очень мощным – профсоюзы содержали студии, проводили фестивали. Конечно, под неусыпным идеологическим контролем. Но к середине 80-х они уже не могли контролировать весь процесс и на фестивалях стали появляться очень интересные, экспериментальные работы и тон, как и в фотографии, задавала Прибалтика. В 1983 году Ведренко снял фильм об Антоне Григорьевиче Токаревском, знаменитом гончаре из Пружан. Он изготавливал потрясающую чёрно-лощёную керамику. Так вышло, что успел его снять перед самой смертью. Получился такой фильм – портрет с трагическим финалом. «Патриарх» занял все возможные первые места на всех возможных конкурсах и был заявлен в программу от СССР на международный кинофестиваль непрофессионального кино «UNIKA 86». «UNIKA» – это организация, объединяющая всех кинолюбителей мира. Победить на ежегодном всемирном фестивале «UNIKA» для кинолюбителя, это то же, что для профи получить «Оскар». В 1986 году впервые в СССР «UNIKA» проходила в Таллине (Эстония). Беларусь была представлена двумя фильмами – «Патриархом» и Азончика «Волнение». И «Патриарх» получил серебряную медаль.
После «Патриарха» Валерий Валентинович решил заняться кино всерьёз. Закончил Московский институт культуры (кино-фото) с намереньем продолжить учёбу у Андрея Тарковского на Высших сценарно-режиссёрских курсах. Однако, как известно, он уехал в Италию, а в 90 году, когда институт был закончен, развалился Союз, с ним рухнули и все иллюзии относительно кино. Ведренко сделал ещё несколько любительских фильмов, поработал с Валерием Шишовым на его проекте «Времена года» на БТ, но «стихийный рынок» 90-х дал ясно понять, что кино не будет.
Впервые отдельные работы фотохудожник показал в галерее NOVA в 2006 году. А первая фотовыставка была в галерее «Мир Фото» в мае 2007 года. И она называлась «Фотопластика». Реакция, в принципе – обычная. Среди коллег, которые знали автора – от интереса до восторга. Среди тех, кто его не знал – от сдержанного интереса до полного неприятия. Широкая публика проявила доброжелательное любопытство.
Талант мастера многогранен. Он сделал перевод книги Яна Булгака «Эстетика света» с польского на русский и на белорусский язык, сейчас в работе проект «Краявiды смутку», на странице ФБ собрано много материала о наших памятниках архитектуры.
Фотоальбом «Лошыцкi дыярыуш» Валерий Ведренко посвятил жене, которая стала настоящей музой для художника. Фотографии Надежды гармонично вошли в серию фотопластики в качестве персонажа старинной шляхетской усадьбы. Надежда присутствует на открытии фотовыставок, путешествует с мужем. Она не только любимая модель, она единственная любимая женщина – главный человек в жизни Валерия.
Но есть один объективный фактор, который невозможно опровергнуть. Жизнь художника изменила именно цифровая фотография. Именно она позволила увидеть и понять весь мир фотографии. Ну, а самое главное – если тебе есть что сказать, то это сделать никогда не поздно.
Интересная деталь: родился Валерий Валентинович в день праздника Преображения Господня (Яблочный Спас). И на вопрос, происходит ли в его творчестве преображение, отвечает: «Преображение происходит постоянно. Я убеждён, что человек не меняется, а проявляется. Как лист фотобумаги в проявителе. А таинственного много в жизни каждого, кто способен видеть свой путь со стороны. Но 19 августа это и Преображение Господне, и Всемирный День Фотографии! И хоть праздник молодой, меня радует такое совпадение. И то, что цифровая фотография изменила мою жизнь – могу сказать абсолютно уверенно!»
Видео 1: Валерый Вядрэнка, Майстэрня. Источник: Беларусь 3 (YouTube)
Видео 2: Валерий Ведренко, ТВ передача. Источник: Фотографы Беларуси (YouTube)